НОВОСТИ И АНОНСЫ

"— Сколько лет мы с вами не видались! — с улыбкой сказала она. — Как летит время! Да, мы не молодеем. Помните нашу первую встречу? Вы пригласили меня позавтракать.

Помню ли я!.."

Рассказ Сомерсета Моэма "Завтрак" прочтёт для вас Даната Давронова в программе "Золотые страницы", 23 мая, в 22.00 по ташкентскому времени.

Сходите сегодня в галерею "Autograph", чтобы приобщиться к прекрасному!

Навруз в парке Дружбы...

Navro'zingiz muborak bo'lsin!
 

7 марта, в Ташкенте в здании Alliance française открылась выставка и прошел показ моделей искусствоведа, дизайнера, галериста Елены Ладик.

Торжественные мероприятия, посвященные 103-летию народной поэтессы Зульфии (1915-1996), прошли 1 марта по всему Узбекистану. 

«Scorpion» - именно так называется кинокартина, которая станет результатом совместной работы деятелей кино из Узбекистана, России, Германии, США.

24 февраля в 17.00, в галерее Human Hause в Ташкенте состоится концерт группы "DalaHast".

20 января, в арт-галерее "Autorgaph"открылась выставка "Новое время" известного в Ташкенте художника Юрия Гребенюка.

 

19 декабря, в Государственном Академическом Большом театре им. Алишера Навои состоялось уникальное торжество – Второй новогодний бал студии эстетического развития «Образ жизни» (“Hayot San`ati”). 

Театральный сезон продолжается...

 

Театральный сезон 2017-2018 годов Государственного академического театра оперы и балета им. А. Навои запомнится поклонникам оперно-балетного искусства нашей столицы блестящими премьерами.

В октябре прошлого года, к 100-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля, писателя и поэта Ш.Р.Рашидова был восстановлен и обновлен балет А.Меликова «Поэма двух сердец», написанный композитором по специальному заказу в 1981 году для театра им. А.Навои по поэме Ш.Р.Рашидова «Книга двух сердец». Для работы над этим спектаклем был приглашен знаменитый балетмейстер и педагог, Заслуженный артист России, педагог-репетитор театра Мориса Бежара в Лозанне Азарий Плисецкий. Хореография российского балетмейстера Игоря Чернышева, создателя этого балета, была бережно сохранена и оказалась, по мнению А.Плисецкого, необыкновенно актуальной и современной. Вот уж поистине время над талантом не властно.

В ноябре репертуар театра пополнился еще одним шедевром – была восстановлена опера Дж. Пуччини «Тоска». Надо отметить, что эта опера впервые была поставлена на сцене нашего театра еще в далеком 1955 году и с тех пор занимала достойное место в творчестве узбекских оперных певцов. Главные партии в новом спектакле исполнили солисты театра Надежда Банделет-Голендер, Рустам Алимарданов, Махмуд Рузиев. На один из премьерных спектаклей были приглашены дирижер Московского академического музыкального театра им. К. Станиславского и В.Немировича-Данченко Вячеслав Волич и звезда «Астана Опера», Заслуженный деятель Казахстана Жупар Габдуллина.

В январе 2018 года состоялась премьера балета «Дама с камелиями» на муз. Дж.Верди и П. Масканьи в постановке талантливого турецкого хореографа Мехмета Балкана. Спектакль вызвал живой интерес у поклонников балета своей оригинальной хореографией и был по достоинству оценен ташкентской публикой.

Театральная весна подарила ташкентцам еще одну новую постановку. В середине марта состоялась премьера самой известной оперы выдающегося русского пианиста, композитора, педагога и общественного деятеля Антона Рубинштейна «Демон».

Для работы над спектаклем был приглашен режиссер Мариинского театра Санкт-Петербурга, Заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов.

Такая активная постановочная деятельность театра, который после реконструкции, длившейся несколько лет, практически, лишился основного репертуара, была бы невозможна без помощи Клуба друзей театра и генерального спонсора компании Узбекнефтегаз. За что им искренняя благодарность от зрителей и артистов.

Иркин Габитов на сегодняшний день считается одним из ярких и самобытных российских оперных режиссеров. Уроженец Ташкента, проработавший не один год в оркестре театра им. А.Навои, он продолжил свое образование в Ленинградской консерватории сначала по исполнительскому классу, а потом по классу режиссуры музыкальных театров. Ученик выдающихся педагогов своего времени - профессора Романа Тихомирова и профессора Исаака Гликмана, после окончания консерватории он получил приглашение на работу в Алма-Ату, где 4 года проработал главным режиссером Казахского театра оперы и балета им. Абая. С 1988 года – Иркин Габитов режиссер-постановщик Мариинского театра. В Мариинке, тогда театре им. С. Кирова, талант И.Габитова засверкал новыми гранями. У него выработался свой метод работы с артистами, достаточно жесткий, как считали некоторые специалисты, но результативный в итоге. И.Габитова пригласили в крупный международный проект, где он работал в качестве ассистента с таким мастером, как Андрей Кончаловский. Это были постановки оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Мариинском театре и в 2002 году в Метрополитен-опера.

Основное место работы Иркина Габитова в одном из лучших театров мира, требует от мастера присутствия в Санкт-Петербурге. Однако, популярность и востребованность режиссера, не позволяют ему быть на одном месте. Иркин Габитов с успехом ставит оперные спектакли во многих городах мира и России. Его работы номинировались на премию «Золотая маска», а в 2003 году режиссер стал лауреатом независимой общенациональной премии Казахстана «Платиновый Тарлан». И вот мастера такого масштаба пригласили в ГАБТ им. А. Навои для постановки оперы «Демон» А. Рубинштейна. Меньше чем за два месяца нужно было подготовить и сдать спектакль. Сроки немыслимые для постановки оперы такого масштаба. Результат – два блестящих премьерных спектакля в марте и пополнение репертуара театра одним из лучших произведений русской оперной классики.

Еще на первой пресс-конференции, в январе этого года, Иркин Габитов сказал, что возрождение театра после реконструкции, дело непростое.

«У ГАБТа им. А.Навои были собственные традиции, блестящие певцы, спектакли высокого уровня, которые имели успех у зрителей не только внутри большой тогда страны, но и за рубежом. Но это было другое время, - цитирую мастера. – Сегодня надо возобновлять постановки, которые ушли за время капитального ремонта, и делать новые. Формировать труппу, для которой крайне важно не вариться в собственном соку. Опера сегодня - это не только уникальные голоса исполнителей. Это целый комплекс задач, которые должны решать художник-сценограф, художник по костюмам, режиссер по свету, очень важно качество звука и т.д. Требования у зрителя выросли многократно. Крайне важно привлечь в театр молодежь и, хотя бы на время спектакля, заставить забыть об интернете, модных гаджетах и т.п.» Задача многотрудная, но именно эту цель поставила перед собой постановочная группа, которую и возглавил Иркин Габитов.

Театр взялся за постановку очень популярного в свое время произведения – оперу А.Рубинштейна «Демон». Она шла практически во всех столичных театрах – в Грузии, Прибалтике, Украине, Москве, Петербурге и Ташкенте. В Узбекистане постановку «Демона» осуществили еще в 1956 году, а по другим источникам в 1959 году. Работал над оперой выдающийся режиссер, один из основоположников узбекской оперы Эмиль Иосифович Юнгвальд-Хилькевич. Оформлением спектакля занимался талантливый художник-сценограф, много сделавший для развития этого направления в нашей стране, Владимир Александрович Рыфтин. У них было свое видение спектакля, своя эстетика, новаторская для того времени. Сегодня, по мнению И.Габитова, надо искать новое решение.

Минимализм в декорациях в новой постановке был дополнен световыми и видео эффектами, создавшими иллюзию космического пространства. Костюмы героев не отвлекали зрителя излишним блеском и яркостью. Все было сделано так, чтобы не отвлекать ни зрителей, ни исполнителей от главного – музыки и голосов героев, создававших запоминающиеся образы вечного духа изгнания, богоборца Демона, светлой и любящей Тамары, ее жениха князя Синодала, отца Тамары князя Гудала. Большая роль в этом произведении отведена автором хору, который звучит в Ташкентской постановке особенно проникновенно, а в сценах с Ангелом в финале достигает поистине высокой гармонии. Детские голоса участников оперно-балетной студии, которая уже не один год существует при ГАБТе им. А Навои, придала произведению неземную красоту и прелесть.

Опера А.Рубинштейна «Демон» стала новой ступенью в творческом развитии уже любимых публикой артистов. Запомнился Демон в исполнении Руслана Гафарова, Заслуженного артиста республики. Блестяще исполнила партию Тамары солистка театра Надежда Банделет-Голендер. Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов создал запоминающийся образ князя Гудала.

Покорил зрителей и Абдулла Ширинов в партии жениха Тамары, князя Синодала. Ангел Азизы Мухамедовой был достойным борцом с Демоном. В этом спектакле не было маленьких ролей. Рада Смирных – няня юной Тамары, Шухрат Чарыев – в небольшой партии старого слуги, артисты балета, миманса – все внесли достойный вклад в новую постановку, которая заслуженно займет свое место и в репертуаре театра, и в сердцах зрителей. Искренняя благодарность музыкальному руководителю и дирижеру, заслуженному деятелю искусств Узбекистана Ф.Якубджанову. художникам Д.Раджабову и Л.Палвановой, балетмейстерам, заслуженным артистам республики З.Нуримбетову и А.Бабаджановой. Это благодаря им, хор впервые не только пел, но и танцевал.

Когда-то автор поэмы «Демон» великий русский поэт М.Ю. Лермонтов на вопрос своих друзей «Почему демон?!» ответил: «Как! Вы не поняли?! Демон - это я».

«В каждом человеке есть свои демоны, - считает И.Габитов. Тема эта вечная. Возможно, наш спектакль станет для кого-то лучом света в поисках своего пути к истине, Богу, гармонии с самим собой и окружающим миром». Искренняя благодарность театру, который в своей репертуарной политике уделяет достойное место вечным вопросам, волнующим людей во все времена.

Сезон театральный еще не закончился. У вас есть шанс посмотреть хоть один из поставленных спектаклей.

 

Людмила Раджабова

 

На фото: Надежда Банделет-Голендер в роли Тамары («Демон»).

Фото: Юрия Полянского

2018-05-17